- возможность создания федеральных территорий;
- запрет действий, направленных на отчуждение части территории РФ, а также призывов к таким действиям (кроме делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ);
- закрепление статуса РФ как правопреемника СССР;
- упоминание Бога в составе фразы «сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога»;
- запрет умаления значения подвига народа при защите Отечества;
- положение о том, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России;
- утверждение, что русский язык является языком государствообразующего народа;
- норма о том, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом;
- определение брака как союза мужчины и женщины;
- закрепление гарантий минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
- требование индексации пенсий не реже одного раза в год;
- закрепление обязательных требований к лицам, которые занимают должности глав субъектов Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей иных федеральных органов, а также судей, — не иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства, открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами РФ;
- положение, согласно которому решения межгосударственных органов в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению;
- закрепление принципа единой системы публичной власти, в которую входят органы местного самоуправления и органы государственной власти;
- ужесточение требований к лицам, претендующим на должность Президента РФ: требование о постоянном проживании на территории России увеличено с 10 до 25 лет, добавлено требование об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее;
- исключение из положения об ограничении сроков пребывания Президента РФ в должности слова «подряд»: в новой редакции указано, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков;
- дополнение, согласно которому ограничение по числу сроков пребывания в должности Президента РФ применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему эту должность, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки (так называемое обнуление сроков);
- положение, согласно которому Президент осуществляет общее руководство Правительством РФ;
- полномочия Президента РФ назначать руководителей всех так называемых силовых ведомств (ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности) после консультаций с Советом Федерации (то есть без согласования с Председателем Правительства и Государственной Думой);
- полномочия Президента по представлению Совету Федерации и Государственной Думе кандидатур для назначения на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты;
- полномочия Президента представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ, назначать председателей и заместителей председателей других федеральных судов;
- полномочия Президента РФ назначать после консультаций с Советом Федерации Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
- закрепление конституционного статуса Государственного Совета РФ «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства»;
- неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
- закрепление за членами Совета Федерации названия «сенаторы»;
- увеличение числа назначаемых Президентом РФ сенаторов до 30, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно; пожизненное сенаторство Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий;
- полномочия Совета Федерации по представлению Президента РФ отрешать от должности Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда РФ, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
- положение, согласно которому Президент РФ после трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства РФ вправе, но не обязан распустить Государственную Думу;
- право Президента РФ распустить Государственную Думу, если после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур более одной трети должностей членов Правительства РФ (за исключением подчиненных Президенту РФ), остаются вакантными;
- положения, согласно которым Государственная Дума утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, представленную Президентом РФ, а затем по представлению Председателя Правительства — вице-премьеров и федеральных министров, кроме руководителей так называемых силовых ведомств;
- сокращение числа судей Конституционного Суда РФ с 19 до 11 человек;
- дополнение, согласно которому Конституционный Суд РФ проверяет конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, только если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
- полномочия Конституционного Суда РФ оценивать на соответствие Конституции РФ не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня;
- полномочие Конституционного Суда РФ по запросам Президента РФ проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания Президентом РФ;
- дополнение, согласно которому Конституционный Суд РФ разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
- развернутая характеристика Прокуратуре РФ как единой федеральной централизованной системе органов;
- дополнение, согласно которому органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
37 поправок
-
Суд над президентом Франции Саркози
Прямо удивился как русский либеральный лагерь радовался с соц. сетишках, что бывшего Президента Франции Николя Саркози осудил французский суд прямо…
-
О пропусках депутатами заседаний
Первый комментарий в новом качестве Председателя политической партии «Демократическая партия России» дал для издания Тагил—Cити (примечательно, что…
-
Бомарше
На телеканале "Культура" посмотрел фильм "Бомарше" (Beaumarchais l'insolent) и хотя фильм провалился в 1996 году в прокате, мне…
Journal information