В связи с публичным оскорблением Вами памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, что характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особенно циничное, что вызвало возмущение архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви, а также учитывая Ваши предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя, Вы запрещаетесь в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом по рассмотрении упомянутых деяний.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ"
Таков текст Указа Патриарха Кирилла от 29 апреля 2020 г., размещенного на сайте Московской городской епархии РПЦ из которого мы видим, что запрет в священослужении это не наказание, а обеспечительная мера в ожидании церковного суда над Кураевым.
Сам протодиакон Андрей Кураев в комментарии радиостанции «Говорит Москва» заявил, что знает об этом решении, но оно его не беспокоит.
«Да, уже узнал. Сейчас карантин всё равно, суды работать не могут. Я сейчас везу замечательного плюшевого медвежонка своим внучкам, и это для меня гораздо более актуальнее и важнее».
У скончавшегося настоятеля Елоховского кафедрального собора Александра Агейкина перед смертью диагностировали коронавирус. «В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса», – написал о нём Андрей Кураев в LiveJournal.
Конечно, с точки зрения мирского суда подобные высказывания могут быть оценены как свободна выражения мнения, гарантированная ст.10 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, даже несмотря на их явно провокационное направление.
Однако это другой случай, учитывая что Кураев все же является членом религиозной корпорации, где устои, традиции, тайны и имидж имеют первостепенное значение и могут быть признаны серьезным дисциплинарным нарушением, влекущим суровые наказания. Сам Кураев, судя по его комментарию, рассматривает возможность защиты в мирских судах, которые сейчас закрыты.
В свою очередь РПЦ намерена реализовать свои права по отношению к Кураеву в рамках церковного суда, о чем свидетельствует Указ Патриарха. Особенности церковных судов я подробно рассматривал здесь. И наказания которые могут следовать в отношении клириков — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, увольнения за штат, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви.
Интересную подборку наказаний клириков сделало РИА Новости в этом материале, например, 8 февраля 2010 года, по сообщению официального сайта Русской православной церкви, священник Иоанн Охлобыстин временно запрещен в служении — такую резолюцию принял патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ответ на ноябрьское обращение самого клирика. Осенью 2009 года отец Иоанн сообщил в своем блоге, что подал прошение патриарху с просьбой отстранить его от служения, пока он в поисках своего предназначения. "При всем уважении нашего общества, включая представителей Церкви, к тому вкладу, который вносят актеры в культурную жизнь народа, следует придерживаться церковных канонов, в соответствии с которыми священство и лицедейство несовместимы", — сказано в резолюции патриарха Кирилла.
Наиболее мягкое мнение выразил о Кураеве — Архимандрит Тихон (Шевкунов). "Я понимаю отца Андрея в чём-то, в смысле того, что он боится, что ничего не будет сделано, он хочет сделать ситуацию необратимой. К тому же отец Андрей просто мой друг, и я от этой дружбы не откажусь, даже если я не согласен с ним, скажем, в методах, которые он избирает. Но я считаю, что так делать нельзя. Есть Церковь. Есть иерархия… Поэтому я глубоко убежден, что отец Андрей должен написать не в блогах, а Патриарху, или встретиться с ним, если есть возможность".
Я же знаю Кураева как популярного блогера ЖЖ (
Как сообщает сам Кураев ситуация с ним выходит на международный уровень: "Глава мирового православия Патриарх Константинопольский Варфоломей I издал указ, согласно которому протодиакон Андрей Кураев восстанавливается в служении, а указ о запрете, изданный Патриархом Кириллом, признаётся юридически ничтожным".
Будем наблюдать за развитием ситуации.

Journal information