chestniy_yurist (chestniy_yurist) wrote,
chestniy_yurist
chestniy_yurist

Categories:

О конституционности "обнуления" сроков Президента России

В правовом сообществе и общественном сознании разгорелась юридическая дискуссия о конституционности "обнуления" сроков Президента России в 2024 г. со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации" согласно которому Президенту РФ Борису Ельцину КС РФ не разрешил баллотироваться на третий срок.

Поскольку, политическая партия "Россия Будущего" является единственной в России партией конституционалистов, как ее Председатель, после внимательного изучения Проекта Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" (одобрен ГД ФС РФ 11.03.2020) и Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации", считаю необходимым выразить аналитическое правовое мнение по вышеизложенной тематике.



1. Нормы Конституции РФ, которые проверял КС РФ в 1998 г. и которые будет проверять КС РФ с прицелом на 2024 г.  в ближайшую неделю являются различными по написанию и по смыслу.

- 1998 г. "3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд".

- 2020 г. "3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением".

Очевидно, что норма ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ вводится впервые и прямо предусматривает "обнуление" президентских сроков, указанных в ч. 3 ст. 81 Конституции РФ. Таким образом, сравнение между 1998 г.,  где не было конкретной правовой нормы, описывающей возможность и детализацию "обнуления" и 2020 г., где такая норма появилась,  представляется не корректной.

2. Несмотря на практическую возможность опосредованного принятия поправок в Конституцию РФ в части "обнуления" президентского срока через избранных народом представителей (депутатов), что прямо предусмотрено ст. 136 Конституции РФ, говорящей о том, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, Президент РФ Владимир Путин, инициируя пакет поправок в Конституцию РФ 2020, использовал специальный механизм, который расширяет участие граждан в непосредственном управлении делами государства в этом конкретном вопросе через процедуру общероссийского голосования.

Фактически, несмотря на описанную в ст.136 Конституции РФ процедуру вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" (одобрен ГД ФС РФ 11.03.2020) содержит специальную правовую конструкцию: так называемый "закон в законе", который изменяет путем осложнения принятия поправок через избранных представителей народа (депутатов) и допускает к их принятию непосредственно всех граждан России, имеющих активное избирательное право, т.е. голосование из опосредованного трансформируется в прямое.

Так, согласно п. 5. ст. 3 проекта Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" (одобрен ГД ФС РФ 11.03.2020) в Конституцию Российской Федерации, поправки в Коснтитуции РФ, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании.
Если за изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, проголосовало менее половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании, такие изменения не считаются одобренными и статья 1 настоящего Закона не вступает в силу.

Таким образом, мы видим, что изменение процедуры принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации, в том числе и по вопросу "обнуления" президентских сроков, путем вовлечения в процедуру их принятия всех граждан России, а не только избранных представителей народа (депутатов) и определяющее значение результатов общероссийского прямого голосования для вступления названных поправок к Конституции РФ в силу, говорит о беспрецедентном демократическом шаге по увеличению роли народовластия в этом вопросе, а значит о соответствии ч.1.ст. 3 Конституции Российской Федерации гласящий о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.




Tags: Адвокат Александр Зорин, Адвокат Зорин, Александр Зорин, Конституция, Партия Россия Будущего, Поправки в Конституцию
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo chestniy_yurist april 30, 2012 13:34 63
Buy for 80 tokens
В последнее время многие читатели моего блога, не соглашаясь с теми или иными выводами по юридическим проблемам, из-за отсутствия правовой аргументации начинают обвинять меня в том, что я не юрист. В очередной раз, я доказываю обратное честным юридическим способом и предоставляю свои…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments