?

Log in

No account? Create an account

chestniy_yurist

Блог честного юриста Александра Зорина

Образ мыслей ненаказуем +7(499)99-20-177


Previous Entry Share Next Entry
Уполномоченный без полномочий
chestniy_yurist
За свою юридическую деятельность мне довелось поработать с тремя персоналиями, назначенным на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Владимиром Лукиным, Эллой Памфиловой и Татьяной Москальковой.

Наиболее положительно могу охарактеризовать работу Владимира Лукина, показывавшего хоть какую-то независимость не этом посту и желание разбираться с правыми проблемами простых людей (например оказывал содействие по защите прав военнослужащих на жилищную компенсацию: писал письма в разные инстанции, просил разобраться в ситуации). Аппарат Эллы Памфиловой писал мотивированные отказы, а вот деятельности Татьяны Москольковой на этом посту вообще я могу охарактеризовать отрицательно.

Нынешний глобально-федеарльный омбудсмен больше занят презентационно-делегационой работой, нежели правозащитной, если посмотреть ее Инстаграм это мнение можно смело называть уверенным. С реакцией на громкие правовые проблемы Москалькова опаздывает, за что я даже критиковал ее, например по реакции на соразмерность применил силы полицейскими на несанкционированных митингах Навального, когда ее сайт молчал более 9 дней.

Что касается простых граждан, то до них экс-генералу МВД РФ, как я и предполагал с горестью, оказалось просто дела нет. Я и мои коллеги неоднократно жаловались на произвол, допускаемый следственными органами МВД РФ в отношении ряда лиц и всегда получали типовые отписки - идите к адвокату.

Вот пример, когда при Уполномоченном по правам человека в РФ есть отдел по защите прав граждан при уголовном преследовании с начальником и замом, которые гордо сообщают, что полномочий у них собственно и нет...





Полагаю, что этот правозащитных институт носит больше декоративный характер, однако зачем тогда содержание такого штата и мигалка? Однако полагаю, что полномочия то уполномоченного есть, просто работа может быть организована слабо.

Например, в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 437-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хорошенко Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 20 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" сказано, что Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации - это конституционный орган, учрежденный в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом он не управомочен на вынесение государственно-властных решений, его деятельность не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. По результатам рассмотрения поступающих на его имя жалоб Уполномоченный составляет заключения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод граждан, обращается с заявлениями, ходатайствами, жалобами к соответствующим органам и должностным лицам для принятия этих мер. Он вправе отказать в принятии жалобы к рассмотрению, однако такой отказ должен быть мотивирован.

Примечательно, что обжаловать такой отказ нельзя и Уполномоченный входит в абсолютную правовую дискрецию своих полномочий, что как мне кажется не совсем обосновано.

Даже Верховный Суд РФ выпустил специальный ответ по этому вопросу в обзоре "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016), указав следующее.

Правовой статус Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченный) определен Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее - Закон).

Как следует из положений Закона, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его рабочий аппарат являются государственным органом, учрежденным в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
К одному из направлений деятельности Уполномоченного относится рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

При реализации функции по рассмотрению жалоб Уполномоченный вправе разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и не подлежит обжалованию (ст. 20 Закона).
Для обеспечения деятельности Уполномоченного по защите, восстановлению прав и свобод человека, контролю и надзору за их обеспечением, в том числе при рассмотрении жалоб, создается рабочий аппарат (ст. 37 Закона). По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях, в которых вправе, в частности, определять конкретных должностных лиц, уполномоченных рассматривать адресованные ему жалобы (ст. 39 Закона).

Из анализа приведенных норм следует, что решения Уполномоченного по результатам рассмотрения адресованных ему жалоб, в том числе отказ в принятии жалоб, не могут нарушать какие-либо права обратившихся к нему лиц, поскольку не создают препятствий к осуществлению гражданами их прав, свобод и реализации законных интересов, включая право на судебную защиту, а также не возлагают на них какие-либо обязанности. Учитывая это, такие решения Уполномоченного не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 218 КАС РФ.

Соответственно не подлежат оспариванию в указанном порядке и принятые по результатам рассмотрения адресованных Уполномоченному жалоб решения должностных лиц рабочего аппарата Уполномоченного, наделенных в соответствии со ст. 39 Закона правом рассматривать эти жалобы.
На основании изложенного судья отказывает в принятии заявления об оспаривании решения должностного лица рабочего аппарата Уполномоченного на основании п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

Остается радоваться за Татьяну Москалькову в Инстаграм и забыть дорогу в этот конституционный орган, который простым гражданам и их представителям не в помощь(

promo chestniy_yurist april 30, 2012 13:34 63
Buy for 80 tokens
В последнее время многие читатели моего блога, не соглашаясь с теми или иными выводами по юридическим проблемам, из-за отсутствия правовой аргументации начинают обвинять меня в том, что я не юрист. В очередной раз, я доказываю обратное честным юридическим способом и предоставляю свои…

  • 1
Татьяна Москалькова: "Иногда хочется стрелять в нарушителей прав человека"!

https://skurkys.livejournal.com/768974.html

...

  • 1