?

Log in

No account? Create an account

chestniy_yurist

Блог честного юриста Александра Зорина

Образ мыслей ненаказуем +7(499)99-20-177


Previous Entry Share Next Entry
О юридической слабости позиции КПРФ о пенсионном референдуме
chestniy_yurist
Удивился, когда некоторые мои знакомые с несформировавшимся объёмным мировоззрением, да, и далекие от политики в принципе, стали выкладывать в социальных сетях подписные листы Коммунистической партии Российской Федерации в поддержку инициативы референдума о неизменности пенсионного возраста, подготавливаемого в пику правительственного законопроекта о повышении размера пенсии.

Конечно, словить волну политической популярности на информационно раздражённой теме пенсионного маневра нельзя поставить в вину коммунистам, за исключением того, что право на труд было всегда в их повестке, которую они теперь меняют на право на отдых, но я решил разобраться не с идеологической основой сбора подписей на «красный референдум» пуристского толка, а с его юридической составляющей. Иными словами, возможно ли провести референдум по пенсионному формату, предлагаемому КПРФ технически.

Увы… Дальше информационной кампании референдумная затея коммунистов вряд ли имеет право на существование, навевая ассоциации с «президентской» кампанией блогера Алексея Навального, когда: по закону нельзя, а все божья роса!

Итак, юридические аргументы против проведения КПРФ «пенсионного референдума» следующие.

В соответствии с п.10 ч.5 Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" на референдум не могут выноситься вопросы отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

В соответствии с ч.2 ст.104 Конституции Российской Федерации законопроекты об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

В свою очередь в соответствии со ст.16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, а сам бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Кроме, того в соответствии со ст.171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, а непосредственное составление проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Выявляя особую правовую природу федерального закона о бюджете пенсионного фонда, следует обратить вниманием на то, что он непосредственно связан как с размером пенсий, так и пенсионным возрастом.

В силу принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную утверждение бюджета Пенсионного фонда России федеральным законом, в том числе установление состава доходов и расходов данного бюджета традиционно относится к сфере законодательного регулирования. Как вытекает из статьи 71 (пункт "д") Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 10, 76 (часть 1) и 106 (пункт "в"), как закон финансового регулирования - самостоятельная сфера правового регулирования, отнесенная к ведению Российской Федерации, а юридической формой, в которую он облекается, служит специальный федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая правовой статус Пенсионного Фонда Российской Федерации, закрепленный в ст.1 Положения о Пенсионном фонде России, утв. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" как самостоятельного финансово - кредитного учреждения, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением следует прийти к выводу, что его деятельность непосредственно входит в компетенцию законов финансового регулирования.

Социальная и юридическая значимость предмета правового регулирования федеральных законов о бюджете Пенсионного фонда России предопределяет установление в Конституции Российской Федерации гарантий социальной защиты ч.2 ст. 7, ст. 39 Конституции РФ и, включая особый порядок разработки и принятия этих федеральных законов: бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении (а следовательно, и проект федерального закона о нем) разрабатывается и представляется Государственной Думе Правительством Российской Федерации (статья 114, пункт "в" части 1); федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда РФ после принятия Государственной Думой подлежит рассмотрению Советом Федерации (статья 106, пункт "в").

Учитывая особую правовую природу федерального закона о бюджете Пенсионного фонда, непосредственно связанного с размером пенсий и пенсионным возрастом, его нельзя подменять референдумом, поскольку он закреплен в Конституции Российской Федерации как механизм принятия решений по указанным вопросам Федеральным Собранием как его исключительная прерогатива.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа" в конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии. Референдум, обеспечивающий непосредственное участие граждан в управлении делами государства и открытость процессов принятия политических решений, легитимируемых волей народа, не может подменять органы народного представительства. Данному выводу корреспондирует позиция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которая в Рекомендации 1704 (2005) от 29 апреля 2005 года обращает внимание на то, что прямая и представительная формы демократии дополняют друг друга, при этом референдумы не должны рассматриваться в качестве альтернативы парламентской демократии, ими не следует злоупотреблять, они не должны использоваться для подрыва легитимности и примата парламентов как законодательных органов и в обход принципа верховенства права (пункты 5 и 8).

Следовательно, оценивая позицию КПРФ относительно пенсионного референдума, следует отметить ее слабость, поскольку федеральный законодатель обеспечил в п.10 ч.5 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" такие условия и порядок их реализации, чтобы референдум не мог использоваться как институт, подменяющий иные институты непосредственной демократии, либо как противовес институтам представительной демократии, в том числе в нарушение исключительных прерогатив Федерального Собрания или других федеральных органов государственной власти, которые должны осуществляться в иных конституционно установленных формах законотворчества как способа принятия государственных решений.

promo chestniy_yurist april 30, 2012 13:34 63
Buy for 80 tokens
В последнее время многие читатели моего блога, не соглашаясь с теми или иными выводами по юридическим проблемам, из-за отсутствия правовой аргументации начинают обвинять меня в том, что я не юрист. В очередной раз, я доказываю обратное честным юридическим способом и предоставляю свои…

  • 1
Ну, разъяснил. Кто ЭТО будет читать во фракции КПРФ???

Статья 3 п.1 Конституции РФ. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Статья 3 п.3 Конституции РФ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Закон противоречит конституции, а на референдум можно выносить любые вопросы.
Ну ещё можно вспомнить, что этот закон - как раз выдвинула КПРФ.

Дополню сам себя
Из того самого решения КС
Из этого следует, что пункт 6 части 5 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в части, ограничивающей вынесение на референдум вопроса об изменении и исполнении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, не допускает вынесение на референдум вопросов, связанных с собственно бюджетными обязательствами Российской Федерации, и не предполагает при этом запрет вынесения на референдум вопросов, ответы на которые могут повлечь изменение расходных обязательств Российской Федерации, учитываемых при формировании расходов федерального бюджета и принятии расходных обязательств, за пределами срока действия федерального закона о федеральном бюджете.

Тут больше по компетенциям а не не по финансовым обязательствам

В Конституции РФ норма о референдуме бланкетна

Закон о референдуме не запрещает проводить референдум об отмене статьи 6 этого закона.
Ну в обосновании закона о пенсионной реформе сказано, что дополнительных расходов он не потребует.

Пенсия народа в яхтах олигархов

Буржуазные Законы защищают интересы буржуазии, поэтому опираться на них для защиты интересов трудящихся бессмысленно, что подтвердил юрист Ленин, быстро сообразивший, что нужно идти другим путём.

Повышение пенсионного возраста на фоне хищнического, безудержного обогащения ближайшего олигархического окружения руководства страны показывает несостоятельность Президента и Правительства как эффективных менеджеров, способных создать процветающую страну не только в интересах олигархов, но и всего народа, что так же является закономерным результатом капиталистической системы, хотя, когда либералы навязывали стране рыночную экономику и диктатуру буржуазии уверяли, что только она способна создать процветающую страну, а на деле получили результат как описано в "устаревших" трудах Ленина и Маркса.

Если Президент довёл экономику страны до необходимости повышения пенсионного возраста, то он и Правительство заслуживают отставки!

Edited at 2018-07-25 07:50 am (UTC)

  • 1