Одна из проблем квалификации оскорбления состоит в разграничении оскорбительных сведений от оценочных суждений и их непосредственное отнесение на оскорбленного, а не просто обиженного.
Из анализа размещенного текста необходимо усмотреть, что форма выражения мнения была неприличной, выходила за пределы допустимой в демократическом обществе дискуссии, сопровождалась браным словами. Оскорбитель должен создавать эффекта коммуникативной перверсии (например, такими лингвистическими приемами как: вынесение медицинского диагноза, отправление в человеческий низ, сравнение с отходами жизнедеятельности, обвинение в асоциальном поведении, обвинение в нарушении социального ритуала, профанная номинация лица - все то, что может квалифицироваться как "неприличная форма" оскорбления, наряду с использованием мата и обсценной лексики).
Кроме того, следует разграничивать сведения, касающиеся оскорбляемого и сведения направленные на общую оценку ситуации и группы лиц, идентифицируемой определенными признаками, поскольку высказывания в адрес персонально неопределенной группы лиц, идентифицируемой определенными признаками, не могут быть положены в основу персонального оскорбления.
В логической формуле речевого акта оскорбления тезис о социальной несостоятельности личности преподносится в безапелляционном виде, и именно это создает иллокутивный эффект речевого акта - оскорбление. В таком понимании оскорбление - это речевой акт прямого действия, направленный на подавление интеллектуальной составляющей сознания личности с целью отрицания ее социальной значимости.
Стереотипная формула, принятая в методике диагностики "оскорбления" судебной лингвистической экспертизы, "негативная оценка личности" - это персональная оценочная информация как логический оператор отрицания внутреннего положительного (мелиоративного) качества. Оскорбление - это не негативная характеристика отдельной личности, это отрицание ценности чести и достоинства конкретного индивида как общечеловеческого достояния, общечеловеческой ценности.
Значит, оскорбление должно быть выраженно именно в отношении оскорбляемого лица, а не, в общем, о ситуации или группе лиц идентифицируемой определенными признаками и иметь ярко выраженною неприличную форму.
Journal information