О трех протестах, связанных с экономикой я проговорил с жителями Иордании и понял, что подобные виды выражения общественного мнения оказали значительное влияние.
"Яичный протест". За короткий промежуток времени в несколько раз (около 5) выросли цены на куриные яйца и иорданцы с помощью социальных сетей обьявили бойкот данному товару - перестали покупать. Именно сплоченность нации позволила оказать существенное влияние на производителей и через месяц цены, хоть и с небольшим повышением, но вернулись к привычному потребительскому уровню.
Здесь уместно провести параллели с российскими реалиями и поведенческой моделью нашего общества во время "гречневого кризиса" и "солевого кризиса", когда в ответ на повышение цен на эти продукты с одновременным созданием искусственного дефицита, граждане скупали эти товары впрок в больших количествах и только вмешательство государственных органов, позволило оказать влияние на продавцов. Увы российское общество оказалось в данном случае не способным противостоять недобросовестным предпринимателям.
"Бензиновый протест". Суть общественного негодования иорданцев также кроется в цене на товар, которая росла непропорционально общей экономической ситуации в стране. Так первоначально иорданцы несколько выходных подряд массово отказывались от использования личного автотранспорта, а в будние дни согласно предварительной договоренности в социальных сетях, в течении недели производили закупку топлива только лишь в одной из нескольких сетей заправочных станций. В следующую неделю они меняли сеть заправочных станций, игнорируя другие. Таким образом, общественное давление под угрозой убытков заставило топливные компании действовать в конкурентной среде и снижать стоимость бензина.
"Дорожный протест". Этот вид протеста был связан с плохим состоянием дорог и качеством работы дорожных служб. Иорданское общество в данном случае отреагировало массовым оставлением автомобилей на проезжей части в течении 2-х дней. Учитывая, что в основном иорданские дороги 2 полосы, то эффект "глобального ступора" серьезно подействовал на власти и дорожная проблема начала решаться.

Journal information