Объяснить эту позитивную тенденцию можно несколькими причинами. Россия выполняет общие требования ссформулированные в прецедентах ЕСПЧ, в частности в проведении судебной и следственной реформы:
- разделения следствия, надзора и содержания под стражей на разные ведомства;
- устранениии надзорного производства, что привело к занчительному уменьшению изменения судебных решений после аппеляции;
- введено и успешно работает производство по взысканию на национальном уровне компенсаций за волокиту при следствие, суде и сполнении судебных решений;
Лучше стали обосновывать суды и содержание под стражей, а следственные органы разбирать заявления о применении насилия к содержащимся под стражей. Именно эти проблемы традиционно были массовыми для обращения заявителей в ЕСПЧ.
Однако следует отметить, что к уменьшению числа жалоб косвенно причастен и сам ЕСПЧ, который проводит частые процессуальные реформы к формулярам жалоб и правилам их подачи, что в свою очередь существено уменьшает шансы заявителей на признание их допустимыми.
Наверное, россияне в большей степении поняли, что если они не являются яркими раскурученными оппозиционерами, то рассматривать обращение в ЕСПЧ как эффективное, а главное быстрое средство правовой защиты, особо не следует, поскольку разбирательства там длятся годами, а присуждаемые суммы становятся все меньше и меньше.
Таким образом ЕСПЧ в обычном российском правопримнении становится все более непопулярным, что во многом объясняет и спад количества жалоб в этот международный орган правовприменения.

Journal information