chestniy_yurist

Блог честного юриста Александра Зорина

Образ мыслей ненаказуем +7(499)99-20-177


Previous Entry Share Next Entry
Споры НКО с государством, но по виду эконом. деятельности вновь перекочевали в арбитраж
chestniy_yurist
С введением Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ) еще запутаннее стало искать суд, в который обращаться организациям по спорам с государством, а особенно некоммерческим организациям (НКО).

Не так давно я писал (здесь и https://chestniy-yurist.livejournal.com/513965.html ), что вроде процессуальный водораздел с арбитражами и судами общей юрисдикции (СОЮ) был найден на основе субъектного состава и сути НКО - некоммерческие, значит не экономические, а значит все дела с участием НКО отходили в СОЮ.

Но юридическая мысль не стоит на месте и очередной лихой виток закрутила судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ в кассационном определении от 17.08.2017 N 5-КГ17-111, общий смысл которого если НКО занимается экономической деятельностью, а как мы знаем из практики многие НКО занимаются экономической деятельностью, в частности НКО - образовательные учреждения очень подходят под это описание, то споры с государством (нынешняя вотчина Кодекса административного судопроизводства РФ) переходят на сторону арбитража.


Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования частного учреждения образовательной организации высшего образования о признании незаконными действий по проведению проверки, составлению акта проверки и приказа о приостановлении государственной аккредитации не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в данном случае имеет место спор, возникший между юридическим лицом и государственным органом, затрагивающий права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, в связи с чем, указанные требования подлежат рассмотрению и разрешению арбитражным судом.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

В силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 этого кодекса.

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24.11.2005 г. N 508-О, от 19.06.2007 г. N 389-О-О и от 15.04.2008 г. N 314-О-О).

Образовательная деятельность ведется на основании лицензии. Нарушение законодательства Российской Федерации в сфере образования влечет нарушение условий лицензии и возможность применения установленных санкций к образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности.

Как следует из материалов дела, частное учреждение образовательной организации высшего образования является некоммерческой организацией, основной целью деятельности которого является осуществление образовательной деятельности в соответствии с образовательными программами.

Поскольку платные образовательные услуги отнесены к экономической деятельности (код 80.3 ОКВЭД) и проверка данной образовательной организации проводилась Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в связи с осуществлением основного вида ее экономической деятельности, вывод суда апелляционной инстанции о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению и разрешению арбитражным судом является правильным, а апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 ноября 2016 года законным и обоснованным и не подлежит отмене.






promo chestniy_yurist april 30, 2012 13:34 65
Buy for 80 tokens
В последнее время многие читатели моего блога, не соглашаясь с теми или иными выводами по юридическим проблемам, из-за отсутствия правовой аргументации начинают обвинять меня в том, что я не юрист. В очередной раз, я доказываю обратное честным юридическим способом и предоставляю свои…

?

Log in

No account? Create an account